Пресс-центр

Займер сделал процесс получения займа онлайн для Вас максимально простым и удобным. Если у Вас возникли вопросы, то ответы на некоторые из них Вы можете найти ниже.

Отчет по результатам исследования на тему “Цели займов в онлайн-МФО”

В июле 2016 года компания «Займер» провела исследование  своих клиентов о целях получения микрозаймов. Опрос проходил  среди участников группы компании «Займер» в соцсетях, в нем приняли участие 1 149 человек. Такие опросы, компания ведет регулярно с момента начала работы автоматизированной системы «Робот Займер».

Активные пользователи соцсетей не являются в полной мере  репрезентативной выборкой, но, поскольку условия проведения опросов остаются неизменными а характер ответов не влияет на возможность получения микрозайма, можно рассчитывать на объективность полученных данных.

Подробное распределение ответов на вопрос «На какие цели будет израсходован микрозайм?» выглядит следующим образом: «оплата текущих расходов» (30,5% респондентов), «погашение займа или кредита» (19,8%), «оплата лечения/ покупка лекарств» (11,5%), «покупка подарка» (9,4%), «ремонт в доме» (8,3%), «ремонт автомобиля» (5,1%), «отдых» (4,9%), «покупка электроники или бытовой техники» (3,5%), «развлечения» (2,1%). Графу «другое» отметили 4,8% респондентов, указав в комментариях такие цели, как: исправление кредитной истории, покупка мебели, оплата ЖКУ.

Обобщенные сравнительные результаты опросов за 2015-2016 г.г. представлены ниже.

Image title

Увеличение количества займов на повседневные нужды коррелируется с ростом цен на продовольственные и медицинские товары. В 2015 году эти показатели составили 14% и 22,8% соответственно. Рост данного показателя свидетельствует, что уровень реальных зарплат отстает от роста цен на основные категории товаров повседневного спроса, расходы на которые составляют до 50% в бюджете малообеспеченных россиян.

Значительное сокращение показателя займов на перекредитование можно расценивать как положительное явление – заемщики адаптируются к новым финансовым реалиям и постепенно сокращают кредитную нагрузку. В то же время нельзя не отметить, что одновременно сокращается скорость оборота денежной массы, это признак стагнации экономики.

Стабильное увеличение расходов на ремонт свидетельствует о наличии у большинства респондентов недвижимости и транспортных средств. Динамика объема затрат на ремонт в настоящее время заметно отстает от роста цен на строительные материалы и автозапчасти. Можно предполагать, что в дальнейшем этот показатель будет расти.

Снижение расходов на непредвиденные нужды подтверждает тезис об адаптации к новой финансовой реальности и более эффективном бюджетном планировании части россиян. Данные расходы, если для них используются заемные средства, увязаны в представлении потребителя с перспективой увеличения доходов в будущем. На сегодняшний день большинство  респондентов не видят такой перспективы.

Наконец, необязательные расходы. После резкого спада в конце 2015 – начале 2016 года этот показатель в июле 2016-го вернулся к прежнему уровню и даже превысил его. По видимому, это связано с отсутствием собственных денег у населения на эти нужды и с увеличением  горизонта финансового планирования.

Выделяются две тенденции в использовании заемных средств. С одной стороны рост количества займов на повседневные нужды и сокращение такого количества в экстренных случаях, использование микрозаймов как регулярного финансового инструмента говорит о снижении качества жизни. Такая пассивная позиция не характерна для молодых людей с высокой социальной мобильностью. Налицо отсутствие платежеспособного спроса на труд.

В то же время более заметным становится направление расходов на поддержание существующего уровня жизни. Снижение кредитной нагрузки и увеличение затрат на ремонт может говорить о том, что население постепенно находит оптимальный баланс доходов и расходов как точку дальнейшего развития.