Мошенники взломали Госуслуги и взяли кредит: что делать?

Публикаций — 34
Рейтинг автора — 4.9 из 5

Заполните заявку за 8 минут и деньги будут у вас моментально!

По данным ВЦИОМ, в России участились случаи телефонного мошенничества. За последние два года минимум 67% россиян столкнулись со злоумышленниками, которые пытались выманить личные данные, в том числе доступ к «Госуслугам».

После кражи профиля на жертву могут получить кредит, продать конфиденциальную информацию или шантажировать, вымогая деньги. Рассказываем, что делать в этой ситуации.

Могут ли мошенники взять кредит через «Госуслуги»

«Госуслуги» — это справочно-информационный портал о государственных и муниципальных учреждениях, где пользователи также получают услуги в электронном виде. В системе хранятся:

  • данные ИНН;
  • свидетельства о браке, разводе, смене имени, рождении детей, отцовстве;
  • информация о собственности: недвижимости, автомобиле;
  • данные из электронной трудовой книжки;
  • сведения об инвалидности;
  • информация о дипломах и результатах ЕГЭ.

Могут ли мошенники взять кредит, если смогли взломать «Госуслуги»? Портал не выдает заемные средства, об этом даже сказано на официальном сайте. Однако через учетную запись можно подтвердить личность при оформлении микрозайма.

Например, после получения контроля над личным кабинетом мошенники видят паспортные данные, заказывают справку о доходах из налоговой, а потом легко подают заявки на кредит онлайн.
Как еще используют информацию с «Госуслуг»:

  • Получают налоговый вычет.
  • Продают личные данные.
  • Шантажируют жертву и вымогают деньги, давя на то, что получили сведения о месте жительства, доходах, счетах и имуществе.
  • Заблокировать вход в личный кабинет.

Как мошенники взламывают «Госуслуги» и берут кредит

Новые схемы обмана появляются постоянно, о них можно почитать на сайте Минфина. Сейчас популярен развод от «операторов сотовой связи».

Звонит человек и представляется сотрудником сотового оператора. Голос на том конце линии сообщает, что срок действия SIM-карты истекает, и если не продлить договор, номер отключат: вы не сможете отправлять смс, звонить и пользоваться интернетом.

Для продления договора просят подтвердить паспортные данные. На телефон отправляют смс с кодом, который дает возможность авторизоваться на «Госуслугах» дистанционно.

Как только вы диктуете цифры, мошенник моментально получает контроль над личным кабинетом и может заблокировать вам вход. После этого правила игры меняются, человека начинают шантажировать. Например, угрожают продать информацию из учетной записи и требуют заплатить, чтобы этого не делать, а еще — могут взять кредит через данные с «Госуслуг».

Как узнать в «Госуслугах», что мошенники взяли кредит

Если подозреваете, что злоумышленники взяли займ, проверьте информацию о задолженностях.

  1. Авторизуйтесь через сайт или приложение «Госуслуг».
  2. Зайдите в раздел «Финансы и имущество». На главной странице или в меню выберите «Каталог услуг». Там откройте категорию «Финансы и имущество».
  3. Выберите услугу «Кредитная история». В разделе «Финансы и имущество» найдите услугу «Запрос отчета» или «Кредитная история». Нажмите «Получить услугу» и следуйте инструкциям на экране, чтобы получить отчет.
  4. Проверьте отчет.

Что делать, если мошенники взломали «Госуслуги» и взяли кредит

Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Следуйте этой инструкции:

Шаг 1: Верните доступ к учетной записи

Выберите любой подходящий способ:

  • через номер телефона или адрес электронной почты, которые указывали при регистраци;
  • в банке или через мобильное приложение финансовой организации;
  • лично в центре обслуживания «Госуслуг».

После того, как вернете учетные данные, проверьте, ваш ли номер телефона указан в профиле. Если нет — срочно обновите информацию.

Шаг 2: Усильте защиту

  • Установите контрольный вопрос.
  • Выберите дополнительные способы аутентификации, например, биометрию лица.
  • Подключите уведомления о входе.

Шаг 3: Выйдите из учетной записи на всех устройствах

  1. Откройте вкладку «Профиль», затем «Безопасность».
  2. В разделе «Действия в системе» нажмите «Выйти из всех устройств, кроме текущего».
  3. После этого везде завершатся активные сеансы, и при повторной авторизации нужно будет ввести обновленные данные.

Этот способ можно использовать в качестве дополнительной меры защиты. Например, раз в месяц завершайте все сеансы на «Госуслугах».

Шаг 4: Проверьте активность учетной записи

В том же разделе «Безопасность» выберите «Действия в системе» и проверьте историю. Обратите внимание на запросы в финансовые организации.

Если вы не просили заемных средств, отзовите решения и согласия:

  1. В личном кабинете откройте вкладку «Профиль», затем «Согласия и доверенности».
  2. В разделе «Разрешения» откройте каждое и нажмите «Отозвать».
  3. Повторите действия во вкладке «Согласия».

Шаг 5: Проверьте заявления и уведомления

Просмотрите историю за период, когда учетная запись могла быть взломана. Например, мошенники часто запрашивают данные из электронной трудовой книжки, лицевого счета и справки 2-НДФЛ, чтобы узнать информацию о доходах.

Если увидели такую активность, проверьте, не брали ли на ваше имя займ.

Шаг 6: Убедитесь, что на вас не оформлен кредит

Запросите отчет в бюро кредитных историй (БКИ) через «Госуслуги». Это можно сделать бесплатно два раза в год.

Проверьте все заявки. Если мошенники оформили кредит через данные с «Госуслуг» — вы заметите это. Свяжитесь с финансовой организацией и расскажите о случившемся.

Шаг 7: Обратитесь в полицию

Подайте заявление в МВД. Мошенники наверняка будут использовать данные в будущем, например, могут взять кредит через «Госуслуги».

Перечисленная инструкция выручит в ситуации, когда не знаете, что делать, если мошенники взяли кредит через «Госуслуги».

Как обезопасить аккаунт на «Госуслугах»

С развитием технологий сохранять безопасность становится сложнее. Граждан стараются регулярно информировать о мошеннических схемах и о способах защиты, но это не дает 100% гарантии.

Вот базовые советы:

  • Не сообщайте коды из смс третьим лицам. Ни операторам связи, ни банкам, ни «службам безопасности».
  • Проверяйте информацию. Если звонят с подозрительными просьбами, не торопитесь выполнять эти действия. Обратитесь в официальную поддержку. Например, если звонит сотовый оператор и предлагает продлить действие договора, лучше самому сходить в салон связи.
  • Используйте двухфакторную аутентификацию. Это поможет защитить данные от взлома.
  • Регулярно проверяйте кредитную историю. Даже если кажется, что все под контролем, лучше убедиться в этом еще раз.
  • Обновляйте пароли в сервисах. Придумывайте сложные комбинации.

Помните, мошенники всегда ищут новые способы обмана. Будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки.

Часто задаваемые вопросы

Оцените статью
Юлия Храмова
Юлия Храмова

Руководитель Отдела управления репутацией и коммуникациями МФК "Займер", заместитель директора по связям с инвесторами.

  • Публикаций — 34
  • Рейтинг автора — 4.9 из 5